ПАМЯТЬ И НАСЛЕДИЕ В «КРЕСТОВОМ ПОХОДЕ» ПРОТИВ ИСТОРИИ, ИЛИ РОЖДЕНИЕ «МЕМОРИАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ» | |||
---|---|---|---|
Год | 2021 | Номер | 2(71) |
Страницы | 6-16 | Тип | научная статья |
УДК | 930.2 | ББК | 63.0 |
Авторы | Репина Лорина Петровна |
Рубрика | КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ: ИЗУЧЕНИЕ, СОХРАНЕНИЕ И РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ |
Аннотация | Рубеж XX–XXI вв. был отмечен появлением в современной историографии «мемориальной парадигмы», исследующей образы прошлого как интерпретационные модели, позволяющие индивидам и социальным группам ориентироваться в жизненных ситуациях настоящего. В результате в фокусе внимания представителей профессионального сообщества оказались вопросы, связанные с соотношением истории, памяти и идентичности, с использованием культурного наследия, с инструментами исторической политики и трансформацией исторического сознания и исторической культуры постиндустриального общества. В российском социально-гуманитарном пространстве интердисциплинарные мемориально-исторические исследования, ориентированные на описание и анализ социально и культурно дифференцированных символических образов прошлого, механизмов формирования индивидуальных и коллективных идентичностей или эффективных инструментов исторической политики, приобрели в последнее десятилетие большую популярность. В статье представлены и проанализированы различные позиции ведущих теоретиков по поводу ситуации, сложившейся в результате «мемориального бума» в пространстве современного гуманитарного знания. Констатируя преимущества и достижения “memory studies”, автор отмечает ряд упущенных возможностей, в частности необходимость расширенной социально-исторической контекстуализации конкретных исследований и более четкого определения собственных познавательных установок в отношениях с публичной историей и коммеморативными практиками. Рассматриваются концептуальные проблемы “memory studies”, возникшие в связи с включением в их предметные поля практики межкультурных коммуникаций в их историческом измерении. В статье показано, что значимый эвристический потенциал «парадигмы памяти» может быть реализован с использованием теоретических моделей перекрестной и связанной истории. | ||
Ключевые слова | мемориальный поворот, коллективная память, культурная память, образы прошлого, культурное наследие, идентичности, историческая культура, историческое сознание, кросс-культурный диалог, перекрестная история | ||
Библиографический список |
Репина Л. П. Эффекты «непостижимого ускорения», или феномен презентизма в истории исторического сознания // Диалог со временем. 2018. Вып. 65. С. 48–58. Тишков В. А. Историческая культура и идентичность // Уральский исторический вестник. 2011. № 2 (31). С. 4–16. Репина Л. П. Наука и общество: публичная история в контексте исторической культуры эпохи глобализации // Ученые запмски Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Т. 157, кн. 3. С. 55–67. Rüsen J. Was ist Geschichtskultur? Überlegungen zu einer neuen Art, über Geschichte nachzudenken // Historische Faszination. Geschichtskultur heute. Köln, 1994. S. 3–26. Lowenthal D. The Heritage Crusade and the Spoils of History. Cambridge, 1998. Лоуэнталь Д. Прошлое — чужая страна. СПб., 2004. Нора П. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/vsemirnoe-torzhestvo-pamyati.html (дата обращения: 15.01.2021). Нора П., Озуф М., Пюимеж Ж., Винок М. Франция-память. СПб., 1999. Прошлое для настоящего: История-память и нарративы национальной идентичности. М., 2020. Репина Л. П. После «постмодерна»: историческая наука в поисках новой рациональности и объективности // Может ли история быть объективной? Материалы международной научной конференции. М., 2012. С. 139–160. Эксле О. Г. «История памяти» — новая парадигма исторической науки // Историческая наука сегодня: теории, методы, перспективы. М., 2011. С. 75–90. Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004. Событие в истории, памяти и нарративах идентичности. М., 2017. Репина Л. П. События и образы прошлого в исторической и культурной памяти // Новое Прошлое / The New Past. 2016. № 1. С. 82–99. Арнаутова Ю. Е. От memoria к «истории памяти» // Одиссей. Человек в истории. М., 2003. С. 170–198. Рикёр П. Память, история, забвение. М., 2004. Мегилл А. Историческая эпистемология. М., 2007. Зерубавель Я. Динамика коллективной памяти // Ab Imperio. 2004. № 3. С. 71–90. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М., 2007. Розов М. А. Прошлое как ценность // Путь. Международный философский журнал. 1992. № 1 (2). С. 137–151. Лотман Ю. М. Память культуры // Чему учатся люди. Статьи и заметки. М., 2010. С. 256–269. Святославский А. В. История России в зеркале памяти. Механизмы формирования исторических образов. М., 2013. Еремеева С. А. Монументальные практики коммеморации в России XIX и начала ХХ века // Образы времени и исторические представления: Россия — Восток — Запад. М., 2010. C. 885–927. Леонтьева О. Б. «Мемориальный поворот» в современной российской исторической науке // Диалог со временем. 2015. Вып. 50. С. 59–96. Леонтьева О. Б., Репина Л. П. «Мемориальный поворот» и «история памяти» в России // Историки в поисках новых перспектив. М., 2019. С. 274–317. Эксле О. Г. Культурная память под воздействием историзма // Одиссей. Человек в истории. М., 2001. Т. 2001. С. 176–198. Репина Л. П. Темпоральные характеристики исторического сознания (о динамическом компоненте «истории памяти») // Диалог со временем. 2014. Вып. 49. С. 28–43. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. М., 1973. Вернер М., Циммерман Б. После компаратива: histoire croisee и вызов рефлексивности // Ab Imperio. 2007. № 2. С. 59–90. Assmann J. Globalization, Universalization, and the Erosion of Cultural Memory // Memory in a Global Age. Discourses, Practices and Trajectories. New York, 2010. P. 121–137. Репина Л. П. Память и знание о событиях прошлого в историческом сознании и нарративах идентичности // Событие в истории, памяти и нарративах идентичности. М., 2017. C. 9–17. Хвостова К. В. Короткое историческое время // Диалог со временем. 2019. Вып. 67. С. 5–16. |
||
Скачать в PDF |