Выпуск 3 (80)

ЗАРОЖДЕНИЕ РЕКЛАМЫ В РОССИЙСКОЙ ПРОВИНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КУПЕЧЕСКИХ ОБЪЯВЛЕНИЙ В «ВОЛОГОДСКИХ ГУБЕРНСКИХ ВЕДОМОСТЯХ» ВО ВТОРОЙ ТРЕТИ XIX в.)
Год 2023 Номер 3(80)
Страницы 175-181 Тип научная статья
УДК 94(470.12)“18” ББК 63.3(235.1)52
Авторы Лейман Ирина Игоревна
Рубрика КУПЕЧЕСТВО ИМПЕРСКОЙ РОССИИ: КОНФЛИКТ И КОНКУРЕНЦИЯ
Аннотация В Российской империи в XIX — начале ХХ в. основная рекламная нагрузка ложилась на периодические издания, что обуславливает важность рекламных объявлений в периодической печати как источника по истории регионального предпринимательства и торговли. Исследователи неоднократно подчеркивали весомую роль «Губернских ведомостей» как рекламного носителя. В статье рассматриваются объявления рекламного характера, опубликованные купечеством в «Вологодских губернских ведомостях» с первого выпуска в 1838 г. по 1860 г. Динамика количества объявлений в рассматриваемый период демон¬стрирует, во-первых, поэтапный рост значения «Вологодских губернских ведомостей» как регионального средства массовой информации и понимание данной тенденции купечеством; во-вторых, общее повышение роли рекламы в сфере предпринимательской деятельности. География рекламных объявлений корректно отражает сложившуюся в губернии систему торговых связей. Тематика объявлений была довольно разнообразна (галантерейные товары, печатная продукция, сырье, продукты питания, товары хозяйственного назначения) и охватывала преимущественно элитарные группы товаров, хотя существенную долю в числе объектов рекламы составляло сельскохозяйственное сырье. Анализ жанровой специфики свидетельствует о преобладании объявлений повествовательного характера; побудительная функция в большей степени начинает проявляться в текстах 1850-х гг. Графическое оформление рекламных объявлений в рассматриваемый период уже встречается, но не носит массового характера.
Ключевые слова купечество, реклама, Европейский Север России, «Вологодские губернские ведомости»
Библиографический список

Крапоткина И. Е. Рекламный слоган купеческих объяв­лений как источник информации о предпринимательской деятельности (по материалам «Казанского Телеграфа» за 1904–1905 гг.) // Тульский научный вестник. Серия: История. Языкознание. 2022. № 4 (12). С. 16–22.

Якутина Е. Н. Реклама как исторический источник // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 4 (16). С. 29–36.

Абдрахманов К. А. Коммерческая реклама оренбургских купцов в пореформенный период (последняя четверть XIX — начало ХХ в.) // Исторический бюллетень. 2021. Т. 4, № 4. С. 14–26.

Скворцова А. Н. История рекламы в Самаре: от купечества до наших дней // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2020. № 2-2. С. 58–63.

Сутягина О. А. Коммерческая реклама сибирских купцов в 1880‑е гг. (по материалам «Сибирской газеты») // Genesis: исторические исследования. 2020. № 4. С. 71–85.

Аброськин С. В. Коммерческая реклама на страницах первых частных периодических изданий // Гуманитарные науки в Сибири. 2022. Т. 29, № 2. С. 82–88.

Ковалева А. В. Особенности рекламы в прессе на Алтае дореволюционного периода // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2015. № 13. С. 149–167.

Топчеева Е. А. Периодическая печать как элемент социокультурного пространства Российской провинции во второй половине ХIХ — начале ХХ в. // Перекрёстки истории. Актуальные проблемы исторической науки: материалы XVII Всероссийской научной конференции. Астрахань, 2021. С. 266–269.

Баранова Е. В. Развитие лекарственной и аптечной рекламы в периодической печати (на материалах Тамбовской прессы начала ХХ в.) // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 4 (62). С. 115–120.

Миронова А. Н. Новые жанровые признаки рекламных текстов XIX — начала XX вв. // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. № 4 (10). С. 23–27.

Тарасова К. П. Развитие печатной рекламы как речевого жанра на материале российских газет XVIII–XX вв. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 2 (74). С. 225–230.

Овсянкин Е. И. Архангельск купеческий. Архангельск, 2000.

Риммер Э. П., Бородулин М. А. Дело и Река. Череповец, 1998.

Лейман И. И. Благотворительная деятельность провинциального купечества в середине XIX в. (по материалам «Вологодских губернских ведомостей» за 1838–1860 гг.) // Известия Коми научного центра УрО РАН. 2020. № 5 (45). С. 75–82. 

 
Скачать в PDF