РУССКИЕ В ТУРКЕСТАНЕ: АДАПТАЦИЯ К МЕСТНОЙ КУЛЬТУРЕ ИЛИ СЛУЖБА ВО ИМЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ИМПЕРИИ? | |||
---|---|---|---|
Год | 2024 | Номер | 2(83) |
Страницы | 113-120 | Тип | научная статья |
УДК | 94(47+575.1) | ББК | 63.3(2+5Узб) |
Авторы | Алимджанов Бахтиёр Абдихакимович |
Рубрика | РУССКИЕ В ИНОЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ: ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ |
Аннотация | В статье рассматривается культурная адаптация двух поколений русского населения в Туркестане. В качестве примеров культурной адаптации к местным реалиям приведены биографии «первых туркестанцев» — дипломата Н. Петровского, военного и ученого В. П. Наливкина, миссионера Н. П. Остроумова, военного и администратора Н. С. Лыкошина. Если посмотреть на биографии этих людей, то можно уловить закономерность: они родились в Европейской России, приехали в Туркестанский край молодыми делать карьеру, изучали местные языки и культуру. Основной мотивацией их действий можно назвать желание верно и честно служить интересам Российской империи на Востоке. Условно мы их назовем первым поколением русских туркестанцев, работавших на благо и укрепление империи. Также автором привлечены личные карточки банковских служащих «второго поколения туркестанцев», которые активно участвовали в социально-экономической жизни Русского Туркестана. Автор считает, что взгляды первого поколения русских на местную культуру были ориенталистскими и мессианскими. «Первое поколение туркестанцев» мечтало о слиянии культур и интеграции местной экономики в общеимперскую систему. Второе же поколение русских, родившееся в Туркестане, коренным образом отличалось от первого поколения и было менее ориенталистским, у них почти не прослеживаются идеи исключительности и мессианизма. Родившиеся в Туркестане русские быстрее учили языки, приспосабливались к местной культуре, получали образование в Ташкенте и Коканде, работали в местных государственных и финансовых структурах. При написании статьи автором использованы неопубликованные архивные материалы Российской Федерации и Узбекистана, мемуары, а также личная корреспонденция дипломатов и военных. | ||
Ключевые слова | Русский Туркестан, адаптация, русские, империя, Средняя Азия, культура, туркестанцы | ||
Библиографический список |
Социально-экономическое и политическое положение Узбекистана накануне Октября. Ташкент, 1973. Брежнева С. Н. Отражение идеи аккультурации в переселенческой политике Российской империи в Туркестане на рубеже XIX−XX вв. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2018. Т. 17, № 3. С. 608–638. Брусина О. И. Славяне в Средней Азии. Этнические и социальные процессы. Конец XIX — конец XX века. М., 2001. Васильев Д. В. Бремя империи. Административная политика России в Центральной Азии. Вторая половина XIX в. М., 2018. Литвиненко П. В. Странные неофиты ислама: переход христиан в ислам в Русском Туркестане // История: факты и символы. 2022. № 3 (32). С. 36–51. Литвинов П. П. От Христа к Магомету: религиозное ренегатство в Средней Азии (конец XIX — начало XX в.) (по архивным материалам) // Собор (альманах по религиоведению). Елец, 1999. Вып. 1. С. 131–151. Цыряпкина Ю. «Борьба за русское дело»: имперская колонизация Туркестана // Quaestio Rossica. 2022. Т. 10, № 5. С. 1625–1641. Алимджанов Б. А. Ориентализм ориентализму рознь // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2019. Т. 64, вып. 4. С. 1488–1497. Найт Н. О русском ориентализме: ответ Адибу Халиду // Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет. М., 2005. С. 324–344. Халид А. Российская история и спор об ориентализме // Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет. М., 2005. С. 310–323. Тодорова М. Есть ли русская душа у русского ориентализма? Дополнение к спору Натаниэля Найта и Адиба Халида // Российская империя в зарубежной историографии. Работы последних лет. М., 2005. С. 345–360. Абашин С. Н. В. П. Наливкин: «…будет то, что неизбежно должно быть; и то, что неизбежно должно быть, уже не может не быть…». Кризис ориентализма в Российской империи? // Азиатская Россия: люди и структуры империи. Омск, 2005. С. 43–97. Котюкова Т. В. Антипод «человека в футляре» воспоминания о В. П. Наливкине // Восточный архив. 2010. № 1 (21). С. 76–89. Полвека в Туркестане. В. П. Наливкин: биография, документы, труды. М., 2015. Бабаджанов Б. М. Николай Остроумов: «миссионер», «исламовед», «цивилизатор»? // Восток Cвыше. 2013. Вып. 32, № 4. С. 29–51. Бабаджанов Б. М. Послесловие к обсуждению // Восток Cвыше. 2013. Вып. 32, № 4. С. 75–80. Джумаев А. Еще о «миссионерстве» Остроумова // Восток Cвыше. 2013. Вып. 32, № 4. С. 55–66. Абдурасулов У. Остроумов и идеология колонизации // Восток Cвыше. 2013. Вып. 32, № 4. С. 66–68. Флыгин Ю. С. Николай Остроумов: «Я считаю себя не бесполезным человеком для иноверцев… и отнюдь не врагом их» // Восток Cвыше. 2013. Вып. 32, № 4. С. 68–75. Хан В. С. Déjà vu и встреча с «чужим» // II Востоковедческие чтения памяти Н. П. Остроумова. Ташкент, 2010. С. 108–113. Басханов М. К. История изучения восточных языков в русской императорской армии. СПб., 2018. Восстания 1916 г. в Азиатской России: неизвестное об известном (к 100-летию Высочайшего повеления 25 июня 1916 г.). М., 2017. Пуговкина О. Г. Нил Сергеевич Лыкошин: от Самаркандского военного губернатора до советского профессора // Восток (Oriens). 2018. № 6. С. 124–141. Моррисон А. Суфизм, панисламизм и информационная паника: Нил Сергеевич Лыкошин и последствия андижанского восстания // Tartaria Magna. 2013. № 2. С. 42–87. Алимджанов Б. А., Чориев Ш. Х. Служащие среднеазиатских филиалов Волжско-Камского коммерческого банка: биографии и деятельность на рубеже XIX — начала XX в. в контексте имперской периферии // Вестник архивиста. 2021. № 2. С. 450–468. |
||
Скачать в PDF |