Summary |
The archaeological sites, located near modern settlements, are one of the basic elements of designing and visualizing images of the past for the population. Due to the fact that the fortifications are strongly pronounced in the relief, ancient settlements have gained the greatest popularity among the population. The ethnic groups living in the Ural-Volga region, for the most part, call them the Mountain City and have their own opinion about the origin of these settlements. Legends and myths associated with them serve as an additional source of information in their study. The article deals with determination of the place and role of fortified settlements of the early Iron Age and the Middle Ages, called the City-Mountain (Kalatau, Kargurech, Ola Kuruk, etc.) in the cultural landscape of Bashkortostan. Based on mapping, comparative analysis with other regions of the Ural-Volga region, correlation of modern and ancient settlements in the relief and survey of the local residents, the article aims to reveal the character of perception and interpretation of archaeological sites by the population.
|
References |
Историко-культурный ландшафт Камско-Вятского региона / Н. И. Шутова [и др.]. Ижевск, 2009. Дахин С. Д. Историко-культурный ландшафт как основа комплексного анализа материального культурного наследия поликультурного региона // Теория и практика общественного развития. 2012. № 3. С. 187–188. Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). Препринт WP6/2003/07. М., 2003. Дмитриева О. О. Историческая память и механизмы ее формирования: анализ историографических концепций в отечественной науке // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 6 (361). История. Вып. 63. С. 132–137. Романова Л. Г., Крюбези Э. Связь топонимики и археологии: на примере якутских топонимов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2016. № 12, ч. 1. С. 146–149. Руденко К А. Булгарские святилища ХI–ХIV вв. (по археологическим материалам) // Культовые памятники Камско-Вятского региона: Материалы и исследования. Ижевск, 2004. C. 36–66. Котов В. Г. Башкирский эпос Урал-батыр. Историко-мифологические основы Уфа, 2006. Мажитов Н. А. О древнейшем этнокультурном компоненте в этногенезе башкирского народа // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17, № 3 С. 1440–1442. Штырков С. А. Предания об иноземном нашествии: крестьянский нарратив и мифология ландшафта (на материалах Северо-Восточной Новгородчины). СПб., 2012. Штырков С. А. «Святые без житий» и забудущие родители: церковная канонизация и народная традиция // Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции. Сэфер. М., 2001. Вып. 7. С. 130–155. Селезнев А. Г. Исламские культовые комплексы астана в Сибири как иеротопии: сакральные пространства и религиозная идентичность // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. № 2 (21). С. 111–119. Селезнев А. Г., Селезнева И. А. Археологические памятники и новые сакральные пространства: иеротопия, хронотоп и глобальная информационная среда // Уральский исторический вестник. 2017. № 1 (54). С. 135–143. Аминев З. Г. О поклонении башкирами-мусульманами могилам святых (әүлиә) // Зайнулла Расулев — выдающийся башкирский мыслитель — философ, теолог и педагог-просветитель мусульманского мира: материалы Международной научно-практической конференции (5–7 июня 2008 г., г. Уфа). Уфа, 2008. С. 10–15. Аминев З. Г., Ямаева Л. А. Региональные особенности ислама у башкир. Уфа, 2009. Аминев З. Г. Абдулкадир Инан о камне яда и об обрядах вызывания дождя // Ахнаф Харисов и актуальные проблемы башкирской филологии. (К 100-летию со дня рождения): материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Уфа, 2014. С. 249–251. Соковиков С. С. Проблемы исторической памяти и актуальные социокультурные контексты археологического памятника (начало) // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2014. № 1 (37). С. 32–38. Hrobat K. Use of oral tradition in archaeology: the case of Ajdovšcˇina above Rodik, Slovenia // European Journal of Archaeology. 2007. Vol. 10 (1). P. 31–56. Vieira A. A Arqueologia e a Toponímia — uma abordagem preliminary // Al-Madan Online. 2016, № 21, t. 1. P. 87–94. Комов А. Ф. Памятники старины в средине северной половины Бирского уезда (публикация и комментарии И. М. Акбулатова) // Река времени. 2015. Уфа, 2015. C. 157–163. Васильев А. Археологические памятники на территории района // Ватандаш. Уфа, 1997. № 12. С. 27–28. Атаманов М. Г. Из истории Староигринского городища Каргурезь // Ежегодник финно-угорских исследований. Ижевск, 2013. Вып. 2. С. 86–94. Камалов А. А., Камалова Ф. У. Атайсал. Уфа, 2001. Археологическая карта Башкирии. М., 1976. Археологические памятники Башкортостана. Уфа, 1996. Каталог памятников археологии Башкирии, открытых в 1971–1980 гг. Уфа, 1982. Памятники археологии Башкирской АССР, открытые в 1981–1986 годы: каталог. Уфа, 1988. Свод археологических памятников Республики Башкортостан, выявленных в 1987–2000 годах. Уфа, 2004. Шутова Н. И. Дохристианские культовые памятники в удмуртской религиозной традиции: Опыт комплексного исследования. Ижевск, 2001. Руденко К. А. Булгарские святилища ХI–ХIV вв. (по археологическим материалам) // Культовые памятники Камско- Вятского региона: материалы и исследования. Ижевск, 2004. C. 36–66. Михайлов Д. А. Археологические места социальной памяти // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 394. С. 121–126. Кренке Н. А. Археологические памятники Подмосковья в контексте культуры ХV–ХХ вв. // Культура средневековой Москвы XIV–XVII вв. М., 1995. С. 250–270.
|